Понедельник, 06.05.2024, 10:14
      

Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Какое у Вас настроение?
Всего ответов: 47
 

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Проблема компьютерной зависимости
12:32
Проблема компьютерной зависимости

Симптомы компьютерной зависимости

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Они легко могут пристраститься к вредным привычкам, среди которых и компьютерная зависимость. Статистика показывает, что около 10-15 % детей, ежедневно проводящих свободное время за компьютером, очень быстро становятся зависимыми от него. В таких случаях кардинально меняется распорядок дня ребенка, его настроение и восприятие окружающего мира. Еду и сон заменяют компьютерные игры, а реальное общение со сверстниками – социальные сети.

В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого подросток пытается жить в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры.

Психологи выделяют несколько распространенных признаков детской компьютерной зависимости:

  • Отказ от естественных и других потребностей (еды, сна и т.д.);
  • Раздражительность, быстрая утомляемость;
  • Развитие привычки кушать перед монитором компьютера;
  • Агрессивность, резкие колебания в настроении подростка;
  • Замкнутость, скрытность;
  • Отсутствие возможности оторваться от компьютера и переключаться на другой вид деятельности.

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

  • нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
  • пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
  • общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Ругать и наказывать ребенка, угрожать ему, что заберете компьютер, в этой ситуации бессмысленно. В ответ на такие меры вы получите только очередную порцию детской агрессии, а проблема так и останется не решенной. Главная опасность компьютерной зависимости состоит в пагубном влиянии на детскую психику. Если вовремя не остановить этот процесс, то впоследствии можно обзавестись массой серьезных проблем, избавиться от которых поможет, пожалуй, лишь лечение у психотерапевта. И избавляться от пристрастия к компьютеру нужно правильно.

Прежде чем решить, как бороться с проблемой зависимости, необходимо определить причины её возникновения.  Основная и главная причина в том, что компьютерные игры дают ребёнку то, что у него отсутствует или имеется в недостаточном размере в реальной жизни.

Первая причина –  сходство компьютерной игры и фантазии. В любой период жизни человека значительное место занимают фантазии. У детей это проявляется особенно ярко. В своих фантазиях мы можем совершать очень многое, почти всё. Именно компьютерная игра даёт возможность очутиться в мире своих фантазий.

Вторая причина – это возможность самому управлять своей жизнью. В игре всё зависит только от тебя. Здесь можно переиграть неудачный момент и самому определить, что и как делать.

Третья причина -  относительная лёгкость получения опыта «жизни» в игре. Действительно, игра ведь очень упрощённая модель реальной жизни. Набор правил и моделей поведения ограничен.

Профилактика

В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка.

Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития.

Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?

Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.

Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет.

Если эта мера оказалась недостаточной, то лучше обратиться к психологу.

Меры борьбы

Конечно, заставить ребенка навсегда забыть о компьютере вряд ли у кого-нибудь получится. Да и ни к чему это. Все же компьютер может стать подростку полезным помощником в обучении, освоении школьной программы или подготовке к экзаменам. Однако снизить влияние компьютера на жизнь ребенка можно. Вот несколько способов:

  • В спокойной обстановке побеседуйте с ребенком о том, чем опасны долгие часы сидения за играми;
  • Увлеките подростка другими видами деятельности – запишите в спортивную секцию или творческий кружок;
  • Не допускайте посещения ребенком сайтов он-лайн игр: пусть лучше это будут развивающие офф-лайн аналоги;
  • Ограничьте время пребывания за компьютером: для подростков – не более 2-х часов с перерывом, для детей до 12 лет – не более получаса.

В конце концов, начните проводить больше времени со своим чадом: сходите с ним парк развлечений, посетите интересную выставку, вместе читайте книги и устраивайте домашние киносеансы, или всей семьей отправьтесь на пикник.


Учитель информатики,  А.А. Хоба
Просмотров: 805 | Добавил: Ania
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...
Полезные ссылки
Электронное правительство Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Департамент Кемеровской области Департамент Кемеровской области Федеральная служба по надзору Дискуссионный клуб Минобрнауки РФ ЕГЭ Министерство образования и науки Российской Федерации Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование" Е-парта
Скачать презентации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0