Симптомы компьютерной зависимости
Основной группой риска для развития компьютерной
зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Они
легко могут пристраститься к вредным привычкам, среди которых и компьютерная
зависимость. Статистика показывает, что около 10-15 % детей, ежедневно
проводящих свободное время за компьютером, очень быстро становятся зависимыми
от него. В таких случаях кардинально меняется распорядок дня ребенка, его
настроение и восприятие окружающего мира. Еду и сон заменяют компьютерные игры,
а реальное общение со сверстниками – социальные сети.
В большей степени к компьютерной зависимости
склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не
приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире
отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре
самоутверждением. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон
опасностей. Вследствие этого подросток пытается жить в другом мире — виртуальном,
где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры.
Психологи выделяют несколько распространенных
признаков детской компьютерной зависимости:
- Отказ от
естественных и других потребностей (еды, сна и т.д.);
- Раздражительность,
быстрая утомляемость;
- Развитие
привычки кушать перед монитором компьютера;
- Агрессивность,
резкие колебания в настроении подростка;
- Замкнутость,
скрытность;
- Отсутствие
возможности оторваться от компьютера и переключаться на другой вид
деятельности.
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:
- нарушения
функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
- опорно-двигательного
аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
- пищеварительной
системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
- общее
истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна
и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми
или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что
становится причиной еще большего утомления организма.
Ругать и наказывать ребенка, угрожать ему, что
заберете компьютер, в этой ситуации бессмысленно. В ответ на такие меры вы
получите только очередную порцию детской агрессии, а проблема так и останется
не решенной. Главная опасность компьютерной зависимости состоит в пагубном
влиянии на детскую психику. Если вовремя не остановить этот процесс, то
впоследствии можно обзавестись массой серьезных проблем, избавиться от которых
поможет, пожалуй, лишь лечение у психотерапевта. И избавляться от пристрастия к
компьютеру нужно правильно.
Прежде чем решить, как бороться с проблемой
зависимости, необходимо определить причины её возникновения. Основная и
главная причина в том, что компьютерные игры дают ребёнку то, что у него
отсутствует или имеется в недостаточном размере в реальной жизни.
Первая причина – сходство компьютерной
игры и фантазии. В любой период жизни человека значительное место занимают
фантазии. У детей это проявляется особенно ярко. В своих фантазиях мы можем
совершать очень многое, почти всё. Именно компьютерная игра даёт возможность
очутиться в мире своих фантазий.
Вторая причина – это возможность самому
управлять своей жизнью. В игре всё зависит только от тебя. Здесь можно
переиграть неудачный момент и самому определить, что и как делать.
Третья причина - относительная лёгкость
получения опыта «жизни» в игре. Действительно, игра ведь очень упрощённая
модель реальной жизни. Набор правил и моделей поведения ограничен.
Профилактика
В наш век компьютерных технологий стал
актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка
с компьютером и минимизации его отрицательного влияния
на психическое здоровье ребёнка.
Как правило, компьютерная зависимость вызывает
осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт
с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению
времени за компьютером.
Воспитывать ребенка нужно так, чтобы
он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни,
а не альтернативный мир.
Лучшая профилактика компьютерной
зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные
с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности.
Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо
компьютера, например спорт, творчество.
Есть еще один путь — созидательное творчество
в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной
графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения
и развития.
Как помочь ребенку, у которого уже
сформировалась компьютерная зависимость?
Родителям необходимо представлять, сколько
времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково
его физическое и эмоциональное состояние.
Как только становится ясным, что существует
чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо
совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество
времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер
для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой
проблемы — семейный совет.
Если эта мера оказалась недостаточной,
то лучше обратиться к психологу.
Меры борьбы
Конечно, заставить ребенка навсегда забыть о
компьютере вряд ли у кого-нибудь получится. Да и ни к чему это. Все же
компьютер может стать подростку полезным помощником в обучении, освоении
школьной программы или подготовке к экзаменам. Однако снизить влияние
компьютера на жизнь ребенка можно. Вот несколько способов:
- В
спокойной обстановке побеседуйте с ребенком о том, чем опасны долгие часы
сидения за играми;
- Увлеките
подростка другими видами деятельности – запишите в спортивную секцию или
творческий кружок;
- Не
допускайте посещения ребенком сайтов он-лайн игр: пусть лучше это будут
развивающие офф-лайн аналоги;
- Ограничьте
время пребывания за компьютером: для подростков – не более 2-х часов с
перерывом, для детей до 12 лет – не более получаса.
В конце концов, начните проводить больше времени
со своим чадом: сходите с ним парк развлечений, посетите интересную выставку,
вместе читайте книги и устраивайте домашние киносеансы, или всей семьей отправьтесь
на пикник.
Учитель информатики, А.А. Хоба
|